За совершение преступлений в Российской Федерации предусмотрено 13 наказаний, самым суровым из которых является смертная казнь. Согласно ст.59 УК РФ, смертная казнь может быть назначена в качестве наказания исключительно за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Не может быть назначена смертная казнь женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет.
Если исходить из данных статистики, по названным статьям уголовного закона каждый год судами в России осуждается около 1 тысячи человек, подавляющее большинство из которых (около 99 %) привлекаются к ответственности по ч.2 ст.105 УК РФ, следом идет ст.317 УК РФ, по которой осуждается ежегодно примерно 10-20 человек, оставшиеся три статьи (277, 295 и 357 УК РФ) практически не применяются.
Таким образом, вопрос о назначении смертной казни в России потенциально касается ежегодно именно указанных 1000 человек.
Официально смертная казнь в России отменена не была — регламентирующие данное наказание статьи 44 и 59 Уголовного кодекса России действуют и поныне. Но при этом назначение данного вида наказания, а, соответственно, и исполнение, были приостановлены. Мораторий на смертную казнь вступил в силу 16 мая 1996 года с введением в действие Указа Президента РФ №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Данным Указом было рекомендовано палатам Государственной Думы ускорить принятие нового Уголовного кодекса и поручено снизить количество составов преступлений, за которые предусматривалась бы смертная казнь. Практически одновременно Президент перестал рассматривать ходатайства осуждённых к смертной казни о помиловании, что означало невозможность приведения приговора в исполнение, так как согласно УИК РФ, подача такого ходатайства приостанавливала исполнение наказания.
16 апреля 1997 года Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный Протокол состоял из 9 статей. Согласно ст.1 «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Статья 2 Протокола предусматривала право государства предусмотреть в своем законодательстве наказание в виде смертной казни только за преступления, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. Протокол №6 так и не был ратифицирован Российской Федерации, но и отказ от его ратификации государство не заявляло.
2 февраля 1999 года было принято Постановление Конституционного Суда России №3-П, согласно которому было объявлено о невозможности назначения смертной казни судами России до создания условий для рассмотрения уголовных дел судами присяжных на всей территории России. На тот момент суды присяжных не функционировали на территории Чеченской Республики.
Ситуация изменилась после того, как суды присяжных начали работать на всей территории России, в том числе и на территории Чеченской Республики. Верховный Суд России в связи с этим обратился за разъяснением в Конституционный Суд, который 19 ноября 2009 года вынес Определение №1344-О-Р. В данном Определении Конституционный Суд разъяснил ранее принятое им Постановление от 2 февраля 1999 года, указав, что отсутствие действия судов присяжных на территории Чечни не являлось единственной причиной моратория на смертную казнь, а необходимость приостановления ее действия определяется международными обязательствами России, в частности ст.18 Венской конвенции и Протоколом № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, смертная казнь в Российской Федерации не применяется с 16 мая 1996 года с принятием Указа Президента России. Юридическим же основанием для приостановления действия смертной казни в России является Постановление Конституционного Суда России от 2 февраля 1999 года с учетом разъясняющего его Определения от 19 ноября 2009 года.
16 марта 2022 года Комитет министров Совета Европы принял решение о прекращении полномочий России в организации. 28 февраля 2023 года вступил в силу федеральный закон 43-ФЗ, которым прекращены действие на территории России всех договоров Совета Европы, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом, первоначальное юридическое основание, явившееся причиной для отмены смертной казни в России, более не существует.
Единственным документом, который препятствует назначению и исполнению смертной казни в России, остается вышеназванное постановление Конституционного Суда России с учетом разъяснений, данных им же в определении от 19 ноября 2009 года. Соответственно, для отмены так называемого моратория на смертную казнь достаточно нового постановления Конституционного Суда России.
Вопрос лишь в том, нужно ли это делать. Очевидно, что в современных условиях смертная казнь необходима в качестве наказания за совершение террористических преступлений, приведших к смерти граждан. При этом во избежание ошибки можно предусмотреть, что наказание назначается только тогда, когда преступление совершено в условиях очевидности (имеются объективные доказательства совершения преступления обвиняемым: видеозаписи, фотографии и пр.).
Во всех остальных случаях введение смертной казни нецелесообразно, так как практика доказала, что применение смертной казни никак не сказывается на снижении количества преступлений. Кроме того, исполнение смертной казни исключает исправление судебной ошибки, когда осуждается невиновное лицо, что также говорит не в пользу сторонников введения смертной казни.